пятница, 25 ноября 2011 г.


Уичоли – индейцы, принадлежащие к ацтекской семье. Этот народ и в наши дни населяет территории центральной и западной Мексики. Откуда же взялось название «уичоли» точно неизвестно, некоторые ученые предполагают, что это искаженное испанцами «wixárika», что на языке индейцев означало «настоящие люди», другие склонны полагать, что это прозвище, которое дали уичолям ацтеки. Происхождение этого индейского народа также остается загадкой. В приданиях самих уичолей говорится о том, что они некогда населяли земли нынешнего мексиканского штата Сан-Луис-Потоси. На это указывается и то, что в культах уичолей широко используется кактус под названием пейотль, а он растет именно в Сан-Луис-Потоси. На основании этого, а также по результатам археологических, лингвистических исследований, а также по данным, полученным после изучения мифологии, ученые сходятся во мнении, что уичоли некогда являлись частью воинственного индейского народа гуачичили. На это указывает и то, что если бы уичоли просто проживали на территории гуачичили, те бы постоянно воевали с ними . Гуачичили ревностно охраняли свои территории. В связи с этим напрашивается вывод, что уичили были частью племен гуачичили.



К тому времени, как испанцы прибыли в Новый Свет, уичоли населяли территории современного мексиканского штата Халиско. Уичоли оказывали яростное сопротивление европейским завоевателем, об этом гласят и записи испанцев, и предания самих уичолей. Но силы были не равны, кроме огнестрельного оружия у конкистадоров был еще и бензин, который помогал им выжигать целые поселения. Поняв, что рано или поздно испанцы поработят их, уичоли вынуждены были бежать в район каньона Боланьос. Но испанцы даже и не думали отступать, поэтому уичоли вновь сменили место проживания, на еще более труднопроходимую местность, территорию под названием Сьерра-Мадре, расположенную на западе Мексиканского нагорья. Только в 1720-м году испанцы смогли окончательно завоевать уичолей. Однако это не прекратило постоянные восстания индейцев.

Сейчас уичоли населяют территории все той же Сьерры, в штатах Халиско, Дуранго, Сакатекас и Наярит. На данный момент уичоли делятся на пять крупных общин, таких как: Санта-Катарина-Куэскоматитлан (на языке уичоль «Tuapurie»), Сан-Андрес-Коамиата («Tateikie»), Туспан-де-Боланьос («Tutsipa»), Сан-Себастьян-Тепонауастлан («Wautia») и Гуадалупе-Окотан (Xatsitsarie). Сейчас уичоли ведут практически такой же образ жизни, что и пять веков назад. Они прекрасные земледельцы и могут выращивать различные культуры, даже в условиях непростого климата, а именно в засуху, сменяющуюся сезоном дождей. В основном уичоли выращивают батат, фасоль, табак, кукурузу, чили и кофе. Также они занимаются разведением скота и домашней птицы. Питаются уичоли в основном той же кукурузой, фасолью и рисом. Вместо хлеба они используют тортильи, сделанные из рисовой муки.

Брак заключаются традиционно рано, обычно молодоженам от четырнадцати до семнадцати лет. Причем зачастую жених и невеста мало знают друг друга, будущих супругов выбирают родители. Многоженство также нередко среди уичолей. Молодые селятся в отдельном доме, но на одном ранчо с родителями, таким образом появляется своя маленькая община, которая в свою очередь входит в более крупную общину. Большой общиной управляет старейший, который также является и шаманом. Дома в основном строятся из глиняного кирпича, а крыша делается из соломы. Интересно, что рядом с каждым домом строится и специальное святилище. В нем индейцы молятся богам и почитают умерших предков. Хотя все уичоли в общине подчиняются в первую очередь шаману, который является представителем религиозной и светской власти, полного самоуправления они добиться не смогли, поэтому они обязаны жить и по мексиканским законам.

Хотя уичоли очень древнее племя с богатой и развитой культурой, своей письменности у них так и не сложилось. Однако уичоли славятся своим мастерством в ремеслах. Издавна уичоли занимаются бисероплетением, вышивкой, ткачеством и выделкой кожи. Самым известным ремеслом уичолей является так называемая «nierika». Это особенные картины, которые делаются из шерстяных ниток. Разноцветные нити наносятся на дощечку круглой или квадратной формы с отверстием посередине, на которую предварительно наносят воск и смолу. Ниерика это не только картина, но и особые врата в мир духов. Рисунок покрывает обе стороны ниерики, а через отверстие человек общается с духами. Цвета нитей и рисунки имеют свое значение. Такие картины можно встретить, и в святилищах, и в домах, и в храмах. После того, как многие уичоли переселились в города, об искусстве «ниерика» узнали во всем мире. С 1962-го по всему миру проводятся выставки работ, выполненных в технике «ниерика». А некоторым художникам, даже удалось достичь коммерческого успеха. Работы из бисера, выполненные индейцами уичоли, также поражают своей красотой и необычностью. Индейцы не только плетут из бисера различные украшения, но и выкладывают им разнообразные изделия. Обычно это фигурки животных, реже предметы обихода и маски. Фигурки животных часто используются для ритуалов, поэтому каждый цвет имеет свое значение, например синий цвет означает обращение к духам дождя, а черный к духам океана. Как и ниерике, этой традиции много веков, но раньше вместо бисера использовались маленькие камешки, ракушки и косточки.

Также уичоли славятся своими яркими костюмами. Мужчины носят расшитую шерстяную рубаху, которую подпоясывают красивым поясом. Кроме того на пояс подвешиваются несколько сумочек, которые выполняют только декоративную функцию. На плечо также надевается декоративная украшенная сумочка. На шею надевается платок, украшенный бисером, перьями и вышивкой, по краю платок отделан красной тесьмой. Причем интересно, что так ярко одеты только мужчины, ведь в семьях уичолей главные именно они. Рисунки на костюмах также носят ритуальное значение.

Хотя уичоли и живут в современном мире, они умудрились сохранить свою веру в магию и культы, в основе которых лежит шаманизм. В представлениях уичолей окружающий нас мир делится на мир духов и мир человека. Шаманы являются проводниками в этих двух мирах. Также в культе уичолей есть три важных вещи: кукуруза, олень и кактус пейотль. Оленина и кукуруза символизируют то, что необходимо людям в этом, человеческом мире. А кактус используется для перехода в мир духов. Каждый год тридцать мужчин из общины совершают паломничество за галлюциногенным кактусом к их исторической родине Сан-Луис-Потоси. Но не только шаманы являются проводниками в мир духов, у уичолей есть специальные люди, называемые «маракаме». Они употребляют сок кактуса пейотль и впадают от него в транс. Быть маракаме одновременно большая честь и обязанность. Стать маракаме не так уж и легко, сам шаман отбирает и обучает таких людей. В процессе обучения развивается воображение, а также укрепляется характер.

Кроме того у уичолей есть тридцать божеств, которые принадлежат к двум противоположным стихиям — огню и воздуху. Самый главный бог в стихии огня — солнце, а в стихии воздуха — дождь. Даже календарь уичолей делится на две фазы, связанные с этими стихиями, на лето и осень. Также у индейцев уичолей есть придания в которых описано как человек попадает в загробный мир. Согласно им, умерший должен пройти нелегкий путь. Сначала умерший предстает перед развилкой, причем индеец, который прожил достойную и честную жизнь сворачивает направо, а тот кто вел неправильный образ жизни, должен свернуть налево. Причем налево должны сворачивать и те, кто в течении жизни имел связи с испанцами или испанками. Путь грешников сложен и тернист, им надо будет идти через скалы и колючки. Путь индейцев, проживших достойную и честную жизнь, легок. В конце пути умершему индейцу предстоит усмирить собаку (с этим животным уичоли традиционно не ладят), также доказать священному животному — опоссуму, что он никогда не ел его мяса и избавиться от гусеницы, символизирующей сексуальные желания. После того, как все это будет проделано, индейца ждет счастливая загробная жизнь.

В современном мире жизнь уичолей не так уж и легка. С вырубкой лесов уменьшается и численность священных для уичолей оленей. Поэтому с каждым годом становится все труднее и труднее исполнять различные ритуалы. Кроме того, свернуты многие правительственные программы по поддержке коренных народов Мексики. Некогда развитое и богатое плtмя уичолей теперь окружает бедность и неустроенность. Все это вынуждает индейцев покидать родные места и отправляться на заработки в город. В результате теряется культура и традиции этого древнего народа.

Несмотря на то, что образ жизни индейцев уичоли покажется кому то нецивилизованным и близким к первобытному, этот народ не стоит недооценивать. Уичоли не только сохранили свои древние культы, традиции и верования, но и смогли показать их всему миру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий